Регулирование имущественных отношений: функции и полномочия

Департамент и комитет имущественных и земельных отношений. кто регулирует имущественные отношения? :: businessman.ru Имущественно-земельные отношения

Уровни имущественных отношений

Для решения вопросов в некоторых сферах национального хозяйства созданы полноценные государственные структуры. Значит ли это, что имущественно-правовые отношения всегда требуют столь серьезного подхода к регулированию? Все зависит от того, на каком уровне соответствующие коммуникации осуществляются, а также от объективной потребности участия в решении того или иного вопроса государства.

Конечно, в России нет специальных нормативно-правовых актов, которые бы выделяли собственно уровни имущественно-правовых отношений. Однако в ходе естественных процессов политического и правового развития в РФ сложилась некая практика, в соответствии с которой эти самые уровни — или, по крайней мере, в достаточной мере обособленные сферы имущественных отношений – фактически образовались. В результате чего управление процессами в некоторых из них действительно требует участия отдельных политических институтов. В свою очередь, многие имущественные гражданские отношения регулируются в достаточной мере эффективно теми правовыми актами, что установлены, к примеру, на уровне ГК РФ.

Например, возьмем такой вопрос — государственная регистрация сделок с недвижимостью и кадастровый учет. Это имущественные отношения? Безусловно, да. Однако они осуществляются на уровне, когда участие ведомств, выполняющих возложенные на них политические и административные задачи, необходимо. Соответствующие госструктуры — прежде всего, Федеральная служба по кадастру, фиксируют сделки с недвижимостью и заносят сведения о них в официальный реестр.

В свою очередь, имущественные отношения супругов, к примеру, могут вполне регулироваться и без участия государственных структур. Просто потому, что соответствующие нормы уже заложены в правовых актах — ГК, Семейном Кодексе, релевантных им федеральных законах. Участие государственных структур требуется, главным образом, в случае возникновения споров. Но тогда речь идет, как правило, об обращении к судебной власти, а не к исполнительной, как при регулировании имущественных отношений на уровне управления государственной собственностью или при выполнении функций Росреестра.

Таким образом, в России сформировалось два основных уровня имущественных отношений. Во-первых, это коммуникации, предполагающие участие государственных органов. Регулируются они административным законодательством, формирующим собой соответствующую отрасль права. Во-вторых, это отношения, которые осуществляются в частной сфере. Регулируются они, в свою очередь, гражданским законодательством, а также смежными с ним — например, семейным.

Мы видим, что имущественные отношения — очень сложная, комплексная сфера, а самое главное — очень емкая с точки зрения специфики происходящих в рамках нее процессов. Поэтому целесообразно будет рассмотреть ее специфику по разным сферам. Начнем с той, где ключевые функции выполняют государственные структуры. Одна из ключевых в политической системе РФ — Департамент имущественных и земельных отношений при Министерстве экономики. Изучим специфику его работы.

Примечания[править | править код]

  1. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 18 декабря 2014 года № 595 (в ред. от 31.10.2016 г.) «Об установлении предельной численности работников аппаратов и лимитов количества служебных легковых автомобилей исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан»
  2. Закон Республики Башкортостан от 2 декабря 2016 года № 427-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (принят Государственным Собранием – Курултаем РБ 30.11.2016 г.)
  3. Официальный интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан (16 мая 2012). Дата обращения: 1 ноября 2019.
  4. . Официальный интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан (20 января 2012). Дата обращения: 1 ноября 2019.
  5. . Официальный интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан (31 октября 2012). Дата обращения: 1 ноября 2019.
  6. . Официальный интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан (25 декабря 2013). Дата обращения: 1 ноября 2019.
  7. . Официальный интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан (17 января 2014). Дата обращения: 1 ноября 2019.
  8. . Официальный интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан (30 сентября 2014). Дата обращения: 1 ноября 2019.
  9. Официальный интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан (22 октября 2018). Дата обращения: 1 ноября 2019.
  10. . Официальный интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан (22 октября 2018). Дата обращения: 1 ноября 2019.
  11. Официальный интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан (28 октября 2019). Дата обращения: 31 октября 2019.
  12. . Официальный интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан (28 октября 2019). Дата обращения: 31 октября 2019.
  13. . Официальный интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан (30 апреля 2020). Дата обращения: 6 мая 2020.
  14. . Официальный интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан (28 января 2020). Дата обращения: 13 марта 2020.
Rate article